Рецензия на альбом проекта АНТИФАЗА — «Пир во время чумы».

“Пир во имя чумы”

Как неслучайно всё-таки понесло меня на литературные сравнения и аналогии в моей рецензии на дебютник этой команды, а затем и в интервью с их вокалистом! Они действительно до мозга костей литературны, и чем больше их слушаешь, тем более читающими и думающими они тебе кажутся, а в их текстах проступает всё больше намёков, отсылок, цитат и прозрачных аллюзий к мировой художественной классике и к памятникам нонкомформистской мысли самого широкого спектра и самого непредсказуемого генеза!

Соединив в своём лице Дельфина и Достоевского с Толстым и Пастернаком, участники Антифазы продолжают свои эксперименты по совмещению дарквейва, чистой электроники, речитатива и первозданной академической философии, и вот перед нами музыка в стиле “горе от ума”, под которую вам будет не столько хотеться танцевать или грустить, сколько думать, думать и ещё раз думать. Зачем, почему и во имя чего? Я думаю, в данном случае это не так важно, а первостепенным у этих ребят является всё-таки сам процесс порождения мысли, в котором они видят самоцель, упоение и источник творческого экстаза.

Конечно, “Во имя чумы” имеет и свой особый смысл, и конкретный, вполне осязаемый и вербально выразимый месседж, но сам факт их присутствия и конкретности мне не кажется какой-то жёсткой и неизменной детерминантой. Сегодня они поют об одном, завтра станут петь о другом, но условия всех этих мыслительных процессов и некий унгрунд, без которого они попросту немыслимы, это всё-таки удовольствие от мыслей и знаменитое декартовское cogito ergo sum – «мыслю, следовательно, существую».

Музыка для умных, музыка для грустных, музыка для тех, кто хочет во всём дойти до самой сути и не боится пораниться и обжечься – вот, что такое “Пир во имя чумы”, и это действительно очень жгучая, горячая и концентрировано-спружиненная музыка, прикасаясь к которой, как будто получаешь электромассаж, где сила тока близка к критичной или даже смертельной, а волоски-антеннки на руках и ногах словно по команде встают по стойке смирно.

И тем не менее, бесконечные сеансы болезненных самокопаний и апокалиптической рефлексии в их исполнении получаются и танцевальными, и мелодичными, и даже хитовыми. Простенький русскоязычный электро-минимализм в духе Blutengel и Технологии, который представили на своём новом альбоме Антифаза (в “Онегине” даже тембр голоса и вокальные мелодии напоминают Рябцева-Нечитайло!), это лишь одна из их возможных личин и ипостасей, и хотя отголоски недавнего сольного релиза Ника и Ильи слышны в таких треках с нынешнего релиза, как “Пир”, например, это ничуть не отменяет того факта, что сегодня они таковы и именно таковы — это можно только принять и признать.

Что ж, они радикальны, провокационны и задиристы, порой они могут быть нецензурны почти как Барто, но это всё та же Антифаза, и их литературность и глубина никуда при этом не исчезают. Размышления без цензуры, без границ и ограничений, без запретных тем и запретных слов – вот как можно охарактеризовать “Пир во имя чумы”, если вы хотите понять, что это такое, и многим декадентствующим эстетам всё это, определённо, понравится. Да и не удивительно, ведь для них всё это и создавалось.

Обложку снова нарисовала штатная художница проекта Дарья Блейзёрова, ставшая теперь уже третьим и полноправным участником Антифазы, и, судя по всему, это обстоятельство должно добавить релизу хендмейд-крафтового очарования и рукотворной эксклюзивности. Что ж, добавило, а вместе с ними привнесло, как минимум оригинальности и неожиданности (никогда бы не подумала, что на альбоме с такой обложкой будет такая электронная и чеканная свистопляска).

Рост и прогресс группы виден невооружённым глазом, они растут и прогрессируют, но меня удивило и даже обескуражило другое. Авторам почему-то кажется, что на своём новом альбоме они вышли в гавани прогрессивного рока. Мне как человеку выросшему на Jethro Tull, King Crimson и Rush подобные заявления очень сложно связать с материалом “Пира во имя чумы”, но, наверное, в этом тоже есть какой-то свой резон и в каком-то смысле это так.

Альбом сложен и причудлив, у него явно присутствует своя внутренняя логика, которой совершенно точно не чужда экспериментальность, и, перейдя за рубикон середины диска, мы видим, как в ход у авторов идут более авангардные, хоть и точно так же по преимуществу электронные, фишки, а таинственные и медитативные переливы”Забытого пути”, но это не арт-рок. По крайней мере, не арт-рок в классическом смысле. Можете назвать это электронным авангардом и вспомнить Deine Lakaien, можете кивнуть в сторону Killing Ophelia и Fading Colours и говорить про экспериментальную дарк-электронику, а хотите – вовсе переслушайте Планку и Биоконструктор и убедитесь, что у них в своё время тоже были такие же атональные и авангардно-медитативные треки.

Арт-рок? Скорее перед нами безумный техногенно-психотропный индастриал вроде того, что играли те фрики на заброшенном заводе в культовом фильме “Пола Икс”. На сознание он влияет очень даже серьёзно, о глобальном и пограничном с точки зрения здоровой психики заставляет задуматься на раз-два, но как раз в этом-то и заключается его суть и основная задумка. Концентрированный поток сознания, который меняет цвета, тональности и подход, чтобы избежать предсказуемости и как можно ближе подойти к странным и иррациональным законам снов и лихорадочного бреда, когда всё самое невозможное становится возможно и реально.

Преемственность, как вы понимаете, никто не отменял, и они действительно остаются верны себе, но при этом меняют личины, образы и стилистические амплуа, чтобы достигать своих целей и максимально эффективно преследовать максимум ментально-мыслительного удовлетворения, о котором грезят, как мне кажется, даже во сне и в самом глубоком забытьи. Вчера они сложны и запутанны как ужи и питоны, завтра просты как голуби, а сегодня остры как ежи, но и вчера, и ныне, и в перспективе они остаются верны своей интенции оставаться мудрыми, словно змеи, и интеллектуальными как непризнанный гений-аспирант в глубокой депрессии.

Очень колючая и противоречивая музыка, которая на первый взгляд кажется простой и дискотечной, а затем утаскивает тебя в такие дебри, где Раскольников, Шатов и Кириллов водят свои суицидальные хороводы, а смысл жизни кажется далёкой, ироничной и эфемерной выдумкой для слабых духом. А по ощущениям всё это мне напомнило моё первое знакомство с книжками Кафки, Камю и Сартра. Очень сильное, но не очень однозначное ощущение, надо сказать. Вам ещё не перехотелось их слушать? Ну, предупреждён, значит, вооружён, а я бы всё-таки рекомендовала вам подумать об этом ещё разок и как следует взвесить все “pro” и “contra”, мало ли…

Оценка: 8 из 10 Диана “Isis Bite” Цепеш

Слушать везде: https://band.link/pvi4
Группа ВК: https://vk.com/antiphasemusic